ivgnnm

2012/09/19

История школьного образования в Америке в ХХ веке

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , , , — ivgnnm @ 9:34 пп

В начале ХХ века в США прибывали миллионы мигрантов, в крупных городах они порой составляли более двух третей населения. Многие из них были не очень грамотны, многие не знали английского языка. Школы переполнились детишками из бедных семей. В этих условиях основное внимание общественность обратила на эти беднейшие слои, на массы необразованных иммигрантов. Была принята образовательная концепция ассимиляции: главное, что следует делать в школе, — американизировать массы людей, сделать их пригодными для жизни в Америке, чтобы они не захлестнули культурное пространство. Следует научить их быть американскими гражданами, любить новую родину, говорить по-английски. В учениках воспитывали добродетели: честность, прямоту, трудолюбие. Это — главное, а передача фундаментальных знаний не столь важна.

К 1920-м поток мигрантов ослабел, ситуация стала стабильнее, и основное внимание было перенесено на другую сторону учебного процесса. Выяснилось, что необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. На предшествующем этапе смотрели прежде всего на бедных, теперь — на одаренных и обеспеченных.

Этот этап назвали «адаптацией»: с детьми играли в развивающие игры, предоставляли им много свободного времени, уменьшали долю обязательной программы. Все предметы считались равно важными: склейка модели Парфенона столь же ценна, как урок геометрии, главное, чтобы занятия увлекали и не угнетали.

Для детей из обеспеченных семей, которые росли в богатой культурной среде, это была хорошая школа, веселая и счастливая, а знания они могли получить самыми разными путями. Но для детей бедноты это оказалось профанацией — их мало чему учили, вместо школы им предоставлялась еще одна игровая площадка, а знаний взять было неоткуда. На этапе адаптации дело с обучением академическим дисциплинам — математике, естественным наукам — стало еще хуже.

Общество было занято иными проблемами, вопросы образования волновали его совсем не в первую очередь: сначала Великая депрессия, потом война. Положение несколько изменилось к 1960-м, когда разработали много различных программ для школы и решили, что главным является вопрос доступа учеников к той или иной программе. Это была эпоха десегрегации, когда с огромным трудом пытались обеспечить равные возможности доступа для разных детей, прежде всего для афроамериканцев и испаноязычных.

Борьба с сегрегацией протекала крайне тяжело, и центральные судебные органы, и администрации штатов вели свою политику, не торопясь с радикальными мерами. Школы находились под влиянием местных общин, и потому десегрегация продвигалась медленно. Были достигнуты большие успехи, но все же многие аспекты программы выполнить так и не удалось. И положение в школах ухудшилось: приход в «белые» школы детей из бедных семей «цветной» Америки привел к школьному насилию, злостной неуспеваемости, плохой управляемости классов. Преподавать стало тяжелее, дисциплина катастрофически упала.

Все это время использовали тесты. Они применялись как объективный измеритель интеллекта, по тестам определяли способности детей учиться по той или иной программе. Многие программы были такого низкого качества, что возможности найти работу после школы оказались ограниченны. Многие критиковали использование тестов в образовании за сужение требований, ведь тесты работают сами на себя — выучивают тесты, а не предметы. Однако роль тестирования в школах только возрастала.

Во второй половине ХХ века общественность несколько раз обращалась к проблемам образования — под влиянием советских космических успехов и в 1983 году, когда был опубликован тревожный доклад о состоянии образования в Америке. Бизнесмены были обеспокоены снижающимся качеством работников. Инерция прежних видов образования — ассимиляции, адаптации к жизни, равного доступа — была велика, но заметили и новую важнейшую проблему: отставание в изучении академических дисциплин. Оказывается, школа учила быть американцами, обучала демократии, развлекала, развивала, играла с детьми, но не давала серьезных знаний.

Попытки улучшить качество образования предпринимались не раз, но решительных успехов достигнуть не удавалось. Причин как всегда в таких случаях множество. Общественное мнение американцев характеризуется антиинтеллектуализмом, чрезмерное увлечение получением знаний не поощрялось. Школу рассматривали прежде всего как поставщика образовательных услуг, которые нужны, чтобы получить хорошую работу. Очень рано в учениках развивалось потребительское отношение к жизни, они прагматически оценивали школьные занятия, выучивая только то, что могло, по их разумению, принести немедленную пользу. Наконец, уровень учителей оказался очень низок — профессия учителя не пользовалась престижем, сравнительно плохо оплачивалась. Получилось так, что сами учителя оказались довольно слабо образованными. В результате они не могли давать более качественное образование по академическим дисциплинам. Сильнейшая бюрократизация школьной жизни и детальная отчетность по всем этапам педагогического процесса также препятствовали работе учителей, переключению их на академические дисциплины.

Эта грустная история не закончилась: в не устраивающем американцев состоянии образование находится и по сей день. Хеппи-энда не случилось. Однако американцы пытаются решить проблему.

Патриция Грэм. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011 — 288 с. Тираж 1000 экз.
http://expert.ru/expert/2012/14/doroga-vyimoschennaya-dobryimi-grablyami/

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: