ivgnnm

2014/01/02

Егор Холмогоров. Слезинка ребенка, или притча о ванной

Filed under: Uncategorized — Метки: , — ivgnnm @ 2:17 дп

Написал наверное самый важный за последние несколько лет текст. Наверное очень трудный для понимания и колючий для многих.
В нем обсуждается проблема Справедливости, беспричинных страданий теодицеи, христианского обскурантизма, нового биологического порядка Страшного Суда, и вновь — права и справедливости (точнее — их теологических основ).

VII. Христианство и новый биологический порядок
Фернан Бродель ввел хороший термин — «Биологический старый порядок» — порядок высокой детской смертности, низкой продолжительности жизни, порядок, заключающий жизнь большинства людей в круговорот из мучительных грязных болезней и преждевременных, полных отчаяния смертей. Обскурантизм стремится отождествить Христианство и христианскую аскезу с этим биологическим старым порядком, рассматривая его как нечто сообразное христианской духовности. И напротив, Новый Биологический Порядок — то есть падение детской смертности, рост продолжительности жизни, победа над голодом и большинством массовых эпидемий, значительное сокращение физических страданий людей в мирное время, появление более сильного, здорового, сытого, чистого, нервно стабильного (несмотря на все стрессы новейшего времени) человека — всё это рассматривается христианами, тяготеющими к обскурантизму, как нечто «не способствующее» духовности. Слишком долго Церковь как институт получала своеобразную «маржу» с биологических страданий человека и, порой, пастыри слишком привыкли к тому, что их паства — это человек страдающий — больной, умирающий, живущий в муке и имеющий единственное утешение — в церковной молитве и пастырской поддержке.

Еще раз, то, что было реальностью падшего, мучащегося и стенающего мира в котором Христианство было зачастую единственным прибежищем, принимается при этом взгляде как условие Христианства.

Обскурантизм — это принимать за условие нормального Христианства биологический старый порядок и потому жалеть об уходе этого порядка в прошлое.

Именно обскурантизм как тяжелая ошибка мировосприятия характерная для теологии и пастырства привела к тому, что ни Православная Церковь, ни католицизм, ни даже вроде бы гибкий и модерновый протестантизм — так и не смогли полностью справиться, переработать для себя, явления Нового Биологического порядка. И это имело самые пагубные последствия — духовно неготовое к слому биологического старого порядка человечество начало погружаться во Второй Демографический Переход. Спорить с тем, что Второй Демографический Переход есть манифестация зла, реванш диавола, лишившего возможности прежним способом и с прежней интенсивностью убивать человеческие тела (а часто, вместе с тем и души) — не приходится. Это сокращение рождаемости, вплоть до полного отказа от деторождения, то есть переход к восприятию как блага того, что всю жизнь для людей представлялось злом. Это абортное безумие, новая прогрессивная форма людоедства (именно так, в большинстве случаев аборт делается по социальной причине — необходимости улучшения качества своей жизни, то есть поход в ресторан покупается убийством плода, это и есть людоедство) Это распад семьи как первичного социума и вообще десоциализация людей. Это разрыв между социальной и репродуктивной функцией семьи, откуда и проблемы суррогатного материнства, и проблемы однополого усыновления (то есть, если говорить жестко, похищения детей). Это гиперсексуализм и гомосексуализм, как доведение сексуальности до абсолютной ценности, когда секс выделяется фактически в отдельную сферу социума, подобно тому, как некогда выделились политика, экономика и т. д. Мы имеем дело с сексуальностью полностью отделившейся от общества, как некогда отделилась от него экономика и скоро «сексуалист», похоже, станет таким же специалистом, как им стал «экономист». Эта «эмансипация» сексуальности буквальной взрывает семью, отсюда и все бесчисленные наши дебаты о пропаганде гомосексуализма, гей-браках, которые были бы абсолютно бессмысленны в обществах с социально-интегрированной сексуальностью, даже при высоком уровне распространения гомосексуализма, как в древнегреческом.

Понятно, что ответственность за эту перезагрузку матрицы зла христианину придется возложить на диавола. Понятно, что человеческая склонность к самоочарованию комфортом, та самая склонность, которая привела некогда прародителей к тому, чтобы посягнуть на плод приятный для глаз, стала действующей причиной этого перехода. Однако ответственность христиан, и именно в связи с явлением квазихристианского обскурантизма, огромна. Выяснилось, что в большинстве случаев Христианству и христианам нечего сказать тому здоровому, чисто вымытому, хорошо накормленному долгожителю, в чью жизнь болезнь может вторгнуться разве что в виде зубной боли и аппендицита, а страдание это нечто причиняемое неразделенной первой любовью или же временной потерей работы. Этот человек не нуждается в непрерывном духовном утешении перед лицом смерти, болезни и муки, а в своих стрессах и беспокойствах вполне может открыть книгу, пойти в кино, отправиться на рок-концерт, залечь с подругой на матрасы и выровнять боль регулируя свой гормональный фон. Его получается нечем утешить и не в чем утешать.

В результате в отношениях с этим человеком Христианство вынуждено таиться в темных уголках его жизни — ждать, пока он серьезно клинически заболеет, ждать, пока на него не обрушится действительно страшная катастрофа, ждать, пока его горе не окажется сильнее обычных утешений. И это обскурантистское христианство вынужденное таиться по углам обречено оказываться на стороне зла, «болеть» за зло, так как только там, где есть боль, страдание и смерть находится и место священнику. Но и тут священник не одинок — у него есть сильные конкуренты в виде алкоголя, наркотиков, бесчисленных сект, предлагающих гораздо более грубые и примитивные утешения, основанные на забивании каналов восприятия, отуплении боли.

Именно за счет обскурантистских предрассудков христиан, Христианство не успело «перехватить» человека тогда, когда он уже стал здоровым и сильным, но еще не успел стать фатально нравственно расслабленным. В этот ответственный момент перехода начало которого относится к XVIII веку, а окончание к середине ХХ, Христианства, как правило, не оказывалось с этим человеком по настоящему рядом. Оно сопровождало его в беде (и ассоциировалось с бедой), но отступало от него в радости и с презрением обрушивалось на всё, что делало его жизнь лучше. Впрочем, правильней сказать, что христианские теологи поделились на две школы. Классический обскурантизм: «прогрессивное улучшение жизни есть зло, поскольку отдаляет человека от Церкви, разрушает аскетические основы его бытия». И, так сказать, контр-обскурантизм «либеральной теологии» в духе Дитриха Бонхеффера или скандально известного англиканского епископа Робинсона: «человек нуждался в религии как в костылях при болезни и несчастье, так давайте же признаем, что он вырос и отпустим его, дадим возможность откинуть наши религиозные костыли».

Эти две ереси взаимно подтверждали и взаимно усиливали друг друга через свою полемику и дали как раз нужный врагу рода человеческого эффект. «Нового человека» сформировавшегося в результате победы над старым биологическим порядком Христианство, по большей части, упустило. Оно корило его за данные ему Богом дары — избавление от ранней смерти без крещения, от мучительных неизлечимых страданий в течение жизни, от грязи, антисанитарии и невежества. Но, одновременно с этими укорами, так и не смогло сформулировать: зачем же оно нужно этому человеку? Обскурантизм не дал массовому Христианству превратиться из спутника боли, из пресловутого опиума народа, в вестника Блага, Благовестника. Не сумело донести до человеку идею аскезы как пути к духовному венцу, а не как бегства от ада повседневности.
http://holmogor.livejournal.com/6080888.html

Полностью
http://100knig.com/egor-xolmogorov-slezinka-rebenka-ili-pritcha-o-vannoj/

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: