ivgnnm

2014/04/03

Шаттенберг Сюзанна. Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы

Книга немецкого историка С. Шаттенберг посвящена первому поколению новой советской технической интеллигенции, которое в конце 1920-х гг. сменило «старых специалистов», в 1930-е гг. создавало советскую промышленность, поддерживало Сталина, страдало от террора и все-таки продолжало верить коммунистической партии.

В основу книги легли опубликованные и хранящиеся в архивах воспоминания инженеров, которые получили образование и начали трудовую деятельность в СССР в годы первых пятилеток. Большое внимание уделяется образу инженера в советской печати, литературе и кинематографии 1930-х гг. Книга предназначена для специалистов-историков и широкого круга читателей, интересующихся историей СССР.

http://www.litmir.net/br/?b=195179
http://www.rulit.net/author/shattenberg-syuzanna/inzhenery-stalina-zhizn-mezhdu-tehnikoj-i-terrorom-v-1930-e-gody-download-free-304681.html

Шаттенберг лучше читать вместе с работами Стивена Коткина, другого известнейшего автора трудов по индустриализации. Ну и Шейлу Фицпатрик сюда добавит.

Некоторые вещи изложенные автором я уже знал. О том, что советское студенчество, обрадованное возможностью учиться, было исключительно лояльно системе, писал еще Григоров в книге «Повороты судьбы и произвол». О механизмах социальной мобильности и конфликтах между рабочими и инженерами, можно прочитать у вышеупомянутого Коткина.

Самой любопытной главой монографии, для меня стал раздел посвященный дореволюционным инженерам. По мнению Шаттенберг, дореволюционный инженер, был не организатором производства, а «эффективным менеджером» в ерническом смысле этого выражения. Получив после окончания учебы чиновнический пост, русский инженер (если находил хорошую работу) начинал вести светский образ жизни, пилил бабло и хрустел французской булкой. Работали же, как правило, иностранные экспаты и десятники-Ваньки на подхвате. Со временем, эта схема стала настолько привычной, что на русского инженера желающего что-то строить и что-то ковать, а не распределять финансовые потоки стали смотреть странно…

Рабочие инженеров сильно не любили, считая их холуями хозяев и паразитами-белоручками. Инженеры в свою очередь платили рабочим взаимной классовой ненавистью.

Вся эта милая картина, во-первых напоминает сегодняшние реалии РФ, когда звучат жалобы на молодых специалистов не умеющих завинчивать гайки, но точно знающие как считать бабло.

Замечания. Шаттенберг рассматривает аварийность в советское время, как коренной порок советской плановой экономики, хотя не секрет, что с аварийностью было «все в порядке» и в царское время. Взять хотя бы многочисленные железнодорожные крушения, которые не миновали в свое время и царский поезд в Борках. Удивительно, почему автор, ссылаясь на многочисленные художественные и кинопроизведения, не использовала для иллюстрации отношения к советским инженерам «Золотой теленок». А ведь там представлен и классический «летун» инженер Талмудовский: «Квартира-свинюшник, театра нет, оклад… Извозчик! Пошел на вокзал!» и иностранный специалист, все никак не отправляют на производство…

Хотелось бы так же когда-нибудь прочитать продолжение, посвященное эволюции статуса советского инженера в послевоенное время, когда он, как известно, претерпел изрядную девальвацию.
http://haspar-arnery.livejournal.com/421902.html

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: