ivgnnm

2014/09/27

Гениальная политтехнология советской эпохи // steissd

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , — ivgnnm @ 12:54 дп

Нередко в качестве похвалы сталинской эпохе утверждают, что-де в те времена не шли на поводу у быдла, а подтягивали всех к высшим образцам. И дворянская культура, чуждая подавляющему большинству населения, впихивалась в лошадиных дозах.

На первый взгляд это кажется большим благодеянием. Но на самом деле это прекрасная политтехнология, цель которой проста, как мычание: припахать на халяву.

Вместе с поэзией родовых усадеб пропагандировался и внедрялся во все слои населения (и в этом официоз был солидарен с самыми злейшими противниками Советской власти) дворянский этос, кодекс чести. Да, дворяне в феодальных государствах обязаны были следовать набору довольно жёстких этических правил, включавших в себя расширенные обязанности перед Отечеством. Но соблюдение этих обязанностей сопровождалось предоставлением прав и привилегий.

Сталинское государство насильственно превратило всех в дворян по кругу обязанностей и этическим правилам-понятиям (которые никак не подлежали формализации в виде письменного закона), тогда как дворянские привилегии были дарованы лишь верхушке военного и чиновничьего сословия. Такого не было даже при Сан Саныче Романове или при его однофамильце и по совместительству деде, Николае Палыче: то есть, дворяне были, привилегии имели, спрос с них был выше, чем с других сословий, но никто не требовал, чтобы мещане или колхозники придерживались норм дворянской чести.

При развитом сталинизме в виртуальное дворянское сословие попали все. И камлает им д’Актиль за большие гонорары, что-де «Труд наш — есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы». А рабочий, между прочим, по социальному статусу мещанин, вроде горьковского Бубнова, которому совесть в хрен бы не пёрла, ибо он не богатый. Выслушав всё это, он должен бы и сказать: «Это всё за**ись, что честь и слава. А платить по каким расценкам будете? 8 копеек за винт с двухзаходной резьбой по седьмому квалитету? А не сходить ли тебе, начальник, на йух, проветриться?». А тут навязанный кодекс чести не даёт, подкреплённый тем, что до середины 60-х годов в СССР постоянно существовала угроза безработицы, которую устранил только Брежнев, переведший промышленность на пятидневку. Выскажется товарищ не по-дворянски, его и попрут с политической формулировочкой в трудовой книжке и ищи-свищи потом приличную работу.

Оттуда, кстати, ни на минуту не прекращавшаяся с самого момента сворачивания нэпа борьба с мещанством и обывательщиной. Ведь мещанин твёрдо стоит на грешной земле обеими ногами, и на красивое пустозвонство кладёт фуй (или даже ложит, ибо с грамотой не сильно дружит). Как только дворянская этика потеряла материальное подкрепление в виде угрозы лагеря или увольнения (к середине 70-х рабочих уже откровенно не хватало), на неё дружно все забили. И это правильно. Права неотделимы от обязанностей, но одни обязанности без прав — это кидалово. А состоять из одних служивых целая страна не может.

Кстати, геополитическая озабоченность тех россиян, кому это, вроде бы, и по должности не положено, чай не у Риббентропа служат и даже не у Молотова, — оттуда же. Барская игрушка, навяленная всем. Чтобы объяснять бытовые сложности расходами на коллективизацию на Мадагаскаре и для возможности апеллировать к совести (мол, вы тут по поводу дефицита копчёной колбасы возмущаетесь, а в Африке негры с голодухи собачье дерьмо жрут). А ведь мещанину на Мадагаскар забить: строки «Друзья, нас ждут сыны Эллады» принадлежат не бурлаку, кузнецу или сапожнику, которому греко-турецкие заморочки пофуй, а барону фон Кюхельбекеру.
http://steissd.livejournal.com/4400602.html

Комментарии-дополнения автора в стой же записи
= Российское дворянство было привилегированным сословием. Не платили податей, не могли быть выпороты (потом этот вид наказания отменили для всех, но был период, когда пороть можно было всех, кроме дворян), могли до 1861 года владеть другими людьми в форме частной собственности. Ради такого можно было потерпеть ограничения и требования сословной этики. Советское население привилегий не имело, а дворянскую этику ему навязали.

= (Дворянская этика -) Трудовая мораль, основанная на чести, а не вознаграждении. Мы по возрасту этого не застали, Брежнев убрал угрозу безработицы, и всё посыпалось — людям стало можно быть самими собой, а не изображать из себя восторженных гардемаринов. А адекватно вознаградить материально за хороший труд на мещанских условиях (по формуле «деньги — работа») в условиях дефицита товаров государство не могло (то есть, что толку давать ещё больше денег, если на них нечего покупать).

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: