ivgnnm

2014/12/17

Крупнейшие порты России (2013) // periskop

Оригинал взят в Крупнейшие порты России (2013)

Решил свести в общую табличку такой полезный показатель, как грузооборот морских портов.
Пока — России. По этому показателю в Вики сплошная каша и старые данные (возьмите на заметку, википедисты!), а среди обывателей — ненужные и бесплодные споры. Люди не совсем осознают то, что со времён СССР картина радикально изменилась и сейчас в призёрах совсем иные лидеры. По России первым остался Новороссийск, но Находка и Порт Восточный в нулевых оттеснены вниз — их место заняли порты Ленинградской области и центр портового оборота сместился на Балтику. Сейчас Ленинградская область + СПб перерабатывают больше 200 млн. т. портовых грузов, это 35%, или около 1/3 от всей России (ок. 0,6 млрд.т. по 2013). То есть, супостату, если что — надо целить на Ленобласть, там сейчас самая мякотка :)

Самый стремительный взлёт пережил порт Усть-Луга: он по итогам 2013 вдвое больше любого прибалтийского и почти втрое больше Одессы, которая в советское время была вместе с Новороссийском и Вентспилсом лидером по грузообороту. В 2014 году безусловно выйдет на второе место в России. То есть, путинистам удалось таки перетянуть примерно 70% постсоветского западного транзита на внутренние порты России. Тем не менее, весьма солидная цифра транзита, особенно наливного, у прибалтов ещё осталась. По Украине ситуация сложней, там переживает взлёт порт Южный одесского региона (~40 млн.т.), после фактического выключения Мариуполя, а одесский и ильичёвский порты уменьшаются. Крым при Украине перерабатывал совсем немного, примерно как треть одного Мурманска.

Вот топ-11 российских портов, с грузооборотом более 15 млн.т. (11 — потому что СПГ-терминал Пригородное на Сахалине и Высоцк на Балтике идут буквально «ноздря в ноздрю»). Рядом приведены для сравнения цифры крупнейших портов экс-СССР. Понятно, что эти крупные цифры прибалтов — на 80-85% российский и белорусский транзит. Но раньше было в % выражении гораздо больше, сейчас большую часть тоннажа у них «сожрали» порты ЛО.


Под катом, кому интересно — более подробная таблица крупнейших портов РФ с раскладкой по бассейнам и цифрам прироста/ падения к 2012.

Данные брались из цифр Ассоциации морских торговых портов — по 2012 и 2013 годам.
В таблицу не вошли небольшие порты бассейнов, даже и некоторые «миллионники» — такие, как Дудинка, Выборг (~1 млн.т.) или Петропавловск-Камчатский (~2,4 млн.т.). Извиняйте, если чо.

Грузооборот портов России по басссейнам, 2013 г., млн.т.

А скоро уже, месяца через полтора, будут и новые цифры за 2014. Очень интересно будет посмотреть, тем более в свете значительного увеличения Азово-Черноморского бассейна, подконтрольного России с середины марта с.г.

*по миру ситуация ещё интересней и тенденции по географии и относительному упадку (в %) англосаксонской торговли ещё круче, но это надо делать отдельный пост

Комментарии-дополнения
— Сейчас, вроде, и в Арктическом бассейне есть некоторые подвижки. Например, порт Тикси ещё десять лет назад был фактически дохлым, а сейчас уже 358 тыс. тонн в год. На Певеке тоже сходная ситуация, а вот Диксон пока не оживает, вроде.
— Россия занимает очень небольшую долю в мировой морской торговле. У нас не менее половины оборота — по суше. Ну и, «по одёжке протягивай ножки», с Китаем равняться бесполезно — это сейчас по факту «фабрика мира», как Великобритания XIX века.
— Ну а с чего ему быть большим? Одно дело — какой-нибудь Амстердам как точка входа потока грузов из Азии и выхода грузов по миру. Или Гонконг. А у России что? Чуть транзита и свой каботаж. Вот Север растет за счет собственного грузопотока.
— Кластер портов Ленобласти сейчас (205 млн.т.) — примерно половина сверхгигантского по европейским меркам Роттердама и ок. 40% Шанхайского. То есть, не так уж и мало.
— Балтика сейчас — заменитель советского Черноморского пароходства. Через неё чуть ли не весь ввоз идёт. . То ЧМП советское, если помните, было крупнейшим в мире, а советский А-Ч бассейн — крупнейшим по перевалке среди всех бассейнов СССР. Сейчас география радикально поменялась. Одесса с Ильичевском захирели, порты ЛО поднялись.
— У меня коллега делал аудит проекта расширения Таманского порта, там фигурировали 100 млн в перспективе. Второй Новороссийск получится. Только у них нынче проблемы возникли, всё финансирование и подрядчики перенаправлены на Керченский мост.
— Не вижу Кронштадтского, а скоро еще Бронку запустят. Я сделал оговорку про «мелкие» порты, так что на Балтике все менее 4-5 млн. не считаются, там ещё и Выборг
— Какие планы у Бронки по объему перевалки? Я думаю, миллиона 3-5 точно, как минимум, но она будет учитываться как аванпорт Большого Порта СПб
— Прибалтика помимо мощностей портовых имеет ещё и крайне мощную заправочную группировку, поэтому держится в числе. Несмотря на то, что бункеровка топливом в Большом порту самая дешёвая, то в Прибалтике она более быстрая. Но с запуском Бронки, которая будет видимо чисто наливная и бункеровочная (ибо сомнительно, что одноколейная ветка РЖД, к тому же довольно прилично загруженная пассажирскими электричками, позволит разгрузить Большой порт), думаю и эти мощности уйдут к нам.
— Крымские порты лежат и лежат давно. Некоторые с лета прошлого года. Хотя суммарная мощность портов полуострова — 29 млн. тн в год.
— порт — самодостаточное объединение со своим подъездным путевым развитием, раздельным от других единиц учётом перевалки и собственной системой безопасности, раздельной внутренней нумерацией причального фронта, позывными и проч. И в этом смысле никакого объединения Находки и ПВ нет и близко. Они раздельны, как хозяйственные организмы.

— В буржуинской статистике, кстати, у Новороссийска и Приморска совершенно другие показатели, причём так год за годом. В World port rankings 2012, скажем, у Новороссийска — 83 млн. т (47-е место), у Приморска — 75 (49-е). Санкт-Петербург, при этом, похож на правду — 57,8 (68-е).

— 8 ноября 2011 Россия опередила СССР по суммарному грузообороту морских портов, а также планирует увеличить в 1,5 раза этот показатель к 2015 году, сообщил во вторник глава российского правительства Владимир Путин
http://vz.ru/news/2011/11/8/536899.html

Крупнейшие порты России 2001
http://expert.ru/ratings/table_40850/

порт Силламяэ
— Клайпеда в 2013 — 33,42 млн. т. Ага, главный порт Белоруссии :)
Наверное к порту собственно Клайпеды приплюсовывают нефтетерминал в Бутинге, вроде как единый порт их считать начали. если это так, то часть роста грузооборота Клайпеды по отношению к советскому периоду обусловлена перекрытием нефтепровода из РФ на Мажекяйский НПЗ, а это миллионы тонн в год. конечно, это экономически нецелесообразно, в порт возить при наличии нефтепровода. но вмешалась политика.
— Праздного любопытства ради проверил грузооборот порта Лиепая — 5 млн тонн.
http://www.portofklaipeda.lt/statistika-porta-klaipeda
— В этом году в Риге пока прирост 13% rop.lv/ru/novosti/4615-v-rizhskom-svobodnom-portu-rost-gruzooborota-na-13-8.html
Вентспилс минус 7%, Лиепая +8%

XLVIII. Остров Крым: морские порты
http://grid-ua.livejournal.com/3618.html

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: